Вопрос-ответ

Вопрос-ответ

  1. Что такое географическое указания и чем оно отличается от Наименования места происхождения?
  2. Для чего нужна регистрация торговой марки?
  3. Поясните, для кого может быть выгодна охрана промышленных образцов?
  4. Які переваги отримує власник добре відомого знака?
  5. Яким чином можна забезпечити охорону торговельної марки у країнах ЄС?
  6. Может ли украинская компания зарегистрировать свой знак в иностранных государствах и каким образом?
  7. Можно ли реально защищать права на знаки в Украине?


1. Вопрос: Что такое географическое указания и чем оно отличается от Наименования места происхождения?

Ответ:

Географическое указание представляет собой название географического места (страны, региона в стране, города поселка и т.п.), используемое для обозначения товара, происходящего из этого географического места. При этом некоторые свойства, характеристики или репутация этого товара в основном обусловлены характерными для этого географического места природными условиями или человеческим фактором или тем и другим вместе. Основным является то, что эти товары (или их существенная составляющая) должны быть действительно произведены (т.е. они должны происходить именно из этого географического места). При этом все производители такого товара в этом географическом месте имеют право использовать это географическое указание для обозначения свого товара. Единственным условием является то, что те обозначения, которые будут использоваться этими производителями, не вводили в заблуждение потребителя в отношении лица, производящего товар. Примером географического указания могут быть такие обозначения как, например, Хохлома, Гжель, Петряковская роспись, вологодские кружева.

Наименование места происхождения является особым видом географического указания. Оно отличается от географического указания тем, что товары, для которых можно использовать название географического места, имеют особые свойства которые исключительно или главным образом обусловлены природными условиями этого географического места или природными условиями и человеческим фактором. Наименование места происхождения в основном используются для сельскохозяйственных товаров и вина. Наиболее ярким примером наименования места происхождения товаров могут быть такие обозначения, как названия минеральных вод: Трускавецкая, Миргородская, Баржоми. При этом все производители такой воды могут использовать в своих торговых марках в качестве элемента название этого товара, если будет получено заключение, что они производят воду действительно установленного качества и соответствующих характеристик.

<<Назад

2. Вопрос: Для чего нужна регистрация торговой марки?

Ответ:

Только зарегистрированная в установленном порядке торговая марка (или международная регистрация торговой марки) дает исключительное право ее владельцу препятствовать использованию такой же или сходной торговой марки другими лицами для таких же или подобных товаров. Владелец зарегистрированной торговой марки имеет также исключительное право передавать право интеллектуальной собственности на торговую марку или давать разрешение (предоставлять лицензию) на ее использование. Таким образом, регистрация торговой марки - это наиболее надежное средство защиты инвестиций в разработку и продвижение товара, маркируемого торговой маркой. 

<<Назад

3. Вопрос: Поясните, для кого может быть выгодна охрана промышленных образцов?

Ответ:

Дело в том, что промышленный образец это результат творческой деятельности человека, направлен- ный на придания эстетичности, декоративности изделий массового производства. Это изображение, которое воплощается в изделиях, которое дает возможность этому изделию стать наиболее привлекательным в глазах потребителя. При этом изделии должно выполнять присущую ему функцию. Объектом промышленного образца может быть форма изделия, его раскраска, т.е. цветовое решение, фактурность материала, из которого оно произведено, расположение элементов этого изделия. Промышленный образец – это то что его создатель вложил в оригинальную форму автомобиля и стола, вилки и кастрюли, экскаватора и ковра, рисунка салфетки, ткани, обоев или туалетной бумаги и упаковки духов, конфет, бутылки для вина или молока. Необходимо сказать, что для того, чтобы получить охрану промышленный образец должен быть новым. При этом новизна промышленного образца рассматривается в мировом масштабе. Важным является то, что промышленный образец должен воплощать творческий замысел его создателя и был определен этим творческим замыслом, т.е. был оригинальным.

Правовая охрана позволяет владельцу запретить другим лицам несанкционированно изготавливать промышленный образец или имитировать его и получать коммерческий эффект от промышленного использования данного объекта интеллектуальной собственности. Правовая охрана промышленных образцов выполняет, таким образом, важную функцию охраны одного из отличительных свойств, благодаря которым производители достигают успеха на рынке. При этом, правовая охрана служит стимулом для предприятий к вложению средств, способствующих улучшению внешнего вида товаров и содействует добросовестной конкуренции на рынке – таким образом, конечный потребитель получает товары эстетически привлекательные и разнообразные.

<<Назад

4. Вопрос: Які переваги отримує власник добре відомого знака?

Ответ:

Законодавство України не вимагає обов’язкової реєстрації добре відомого знаку у встановленому порядку і при цьому надає дуже широку правову охорону:

По-перше, відповідно до Закону України „Про охорону прав на знаки для товарів та послуг”, в Україні не може бути зареєстрованим позначення, яке є тотожним або схожим настільки, що його можна сплутати з знаком, визнаним в Україні добре відомим.

По-друге, правова охорона добре відомої марки поширюється також на товари і послуги, що не споріднені з тими, для яких знак визнано добре відомим в Україні, якщо використання цього знака іншою особою стосовно таких товарів і послуг вказуватиме на зв’язок між ними та власником добре відомого знака і його інтересам, ймовірно, буде завдано шкоди таким використанням.

<<Назад

5. Вопрос: Яким чином можна забезпечити охорону торговельної марки у країнах ЄС?

Ответ:

За допомогою торговельної марки Європейського співтовариства (Community marks). Органом реєстрації торгових марок ЄС є Офіс гармонізації внутрішнього ринку (the Office for Harmonization in the Internal Market), розташований в іспанському місті Аліканте. Середня тривалість усієї процедури, починаючи від дати подачі заявки і до моменту реєстрації, складає близько 2 років за умови відсутності заперечень з боку зацікавлених третіх осіб. Термін дії правової охорони торгової марки — 10 років. Він може бути неодноразово продовжений за бажанням власника торгової марки на десять років з моменту подачі відповідного клопотання в Офіс. Подача заявки вимагає певних фінансових витрат на оплату мита, що складає 975 євро за подачу заявки і 1100 євро за реєстрацію торгової марки. Заявка може бути складена на одній із офіційних мов відомства, а саме на іспанській, німецькій, англійській, французькій чи італійській. Торговельна марка ЄС (або інакше Знак співтовариства) охороняється від відтворення, імітації на всій території ЄС. Власнику надається право забороняти третім особам використання на зазначеній території ідентичних чи схожих до ступеня змішання марок без його дозволу.

<<Назад

6. Вопрос: Может ли украинская компания зарегистрировать свой знак в иностранных государствах и каким образом?

Ответ:

Украинская компания может подать заявку в иностранное государство и получить там права, используя возможность подачи заявки на торговую марку в каждое государство, которое представляет для нее интерес. При этом необходимо знать требования, установленные в этом государстве для регистрации торговой марки. Обычно все действия по регистрации торговой марки в иностранном государстве производят через патентного поверенного. Такая подача потребует немалых материальных затрат, так как для подачи каждой такой заявки требуется не только перевод на соответствующий язык, но и оплата услуг патентных поверенных этих стран. К тому же такая регистрация занимает довольно много времени.

Можно воспользоваться и другим путем – подать заявку на международную регистрацию, используя процедуру, предусмотренную Мадридской системой (Мадридским соглашением о международной регистрации знаков и Протоколу, касающегося этого Соглашения). Украина является участницей этих международных соглашений. Подача такой заявки дает возможность получить охрану сразу во всех 77 странах-участницах этой системы или в странах, которые интересуют больше всего. Заявка на международную регистрацию подается на французском языке (по Протоколу - на английском).

Регистрация проводится на 20 лет (или 10 лет — по процедуре протокола к Мадридскому соглашению) с возможностью продления на соответствующий срок.

При этом, можно указать Ведомство по гармонизации внутреннего рынка ЕС и получить Знак Сообщества. Важно, что к Мадридской системе присоединилось США. Заявка на международную регистрацию сопровождается уплатой нескольких пошлин, которые перечисляются непосредственно в Международное бюро WIPO. Все платежи установлены в Швейцарских франках (CHF). Базовая пошлина для знака в черно-белом исполнении составляет CHF653, в цветном — CHF903, добавочные пошлины за каждый класс товаров и услуг свыше трех — CHF73, добавочная пошлина за каждую страну, в которой и спрашивается регистрация — CHF73. Необходимо иметь ввиду, что кроме указанных пошлин, существуют индивидуальные пошлины, установленные некоторыми странами-участницами.

<<Назад

7. Вопрос: Можно ли реально защищать права на знаки в Украине?

Ответ:

Можно! Законодательство Украины предоставляет реальную возможность защиты прав интеллектуаль- ной собственности на знаки в административном и судебном порядке. Нормы по защите прав интеллекту- альной собственности есть в Гражданском, Уголовном, Таможенном кодексах Украины. Существует возможность предотвратить правонарушение на таможенной границе Украины использовав существу- ющие механизмы. Работает также и уголовное законодательство.

<<Назад