Регистрация торговой марки
Регистрация торговой марки - прайс
Популярно о сложном
(торговая марка, регистрация торговой марки
(знака для товаров и услуг)
Что такое торговая марка (товарный знак, знак для товаров и услуг)?
Торговая марка – это, как правило, обозначение, которое используется для того, чтобы отличать товары или услуги одного производителя от товаров или услуг другого производителя.
Какими отличительными свойствами должна обладать торговая марка?
В основном существуют два отличительных свойства зарегистрированной торговой марки: она должна обладать различительной способностью и не должна вводить в заблуждение потребителей в отношении производителя или места производства. Законодательством Украины установлены основания для отказа в регистрации торговой марки. Эти основания базируются, на указанных выше, свойствах торговых марок.
Какие виды обозначений могут быть зарегистрированы в качестве торговой марки?
Существуют словесные знаки, состоящие из слов, букв, чисел, сокращений или имен, например, фамилий. Нам стоит лишь вспомнить о знаменитом производителе автомобилей, компании Форд, названной, естественно, в честь Генри Форда, который построил первый ее автомобиль; потом есть компания WH Смит -книгоиздатели, и т.д. Мы встречаемся со многими именами, используемыми в качестве торговый марки. Мы также встречаемся с сокращениями, такими как IBM. Торговые марки могут быть также выполнены в виде эмблем или изобразительных элементов, как в случае нефтяной компании Шелл ойл.
Регистрация торговых марок может быть также осуществлена, если обозначение является трехмерным, например, представляющими собой упаковку товаров или сами товары.
Кроме того, могут быть, конечно, защищены и цветовые решения обозначений, регистрируемых в качестве торговых марок.
В последнее время, мы встречаемся с новыми видами торговой марки:
это торговая марка в виде голограммы. Если вы посмотрите, например, на кредитную карточку, вы увидите маленькое изображение, которое меняется в зависимости от угла, под которым вы на него смотрите;
может быть зарегистрирована торговая марка в виде отдельного обозначения, которое наносится в определенном месте изделия, например, по боковому шву спортивных брюк нанесены три одинаковые полоски. Это, так называемые позиционные торговые марки;
существуют также звуковые знаки. Могут быть зарегистрированы, в виде торговой марки позывные радиостанции, музыкальные заставки к телевизионным программам, музыкальное или звуковое сопровождение к рекламе определенного товара или услуги.
В некоторых странах существуют даже обонятельные знаки. Определенный запах может быть зарегистрирован в качестве торговой марки для определенного товара. Например, запах розы или лаванды для постельного белья или пряжи для вязания.
Какие обозначения могут рассматриваться как такие, которые имеют отличительную способность:
Для того, чтобы обозначение, которое регистрируется в качестве торговой марки, рассматривать как такое, которое имеет различительную способность, оно должно по своей природе быть способным отличать товары и услуги. Хорошим примером могло бы стать слово “Apple - яблоко”.
Слово “Apple” обладает хорошей различительной способностью в качестве товарного знака для компьютера, поскольку это слово не имеет совершенно ничего общего с компьютерами, однако, оно не будет обладать различительной способностью для самих яблок. Другими словами, тот, кто выращивает и продает яблоки, не может зарегистрировать слово “яблоко” в качестве товарного знака и защитить его, так как его конкуренты должны иметь возможность использовать это слово для описания своего собственного товара - яблок. Поэтому, вообще говоря, товарный знак не признается обладающим различительной способностью, если он описательный. Он является описательным, если описывает характер или вид товаров или услуг, для которых он используется.
Товарный знак также может быть вводящим в заблуждение, а именно, когда он заявляет качество товаров, которыми они не обладают.
Обычно вводящим в заблуждение товарным знаком будет такой, который сообщает, что товары, для которых он используется, обладают определенными качествами, которых на самом деле у них нет. Примером мог бы стать товарный знак “Натуральная кожа” для товаров, которые не изготовлены из настоящей кожи. Другой случай, когда товарный знак заявляет определенное географическое происхождение товаров, которое не является истинным, например, название Бордо используется для вина, которое в действительности не производится в районе Бордо, тогда он также считается вводящим в заблуждение товарным знаком.
Одним из ключевых вопросов, затронутых выше, является то, что при оценке различительной способности обозначения для товарного знака, он должен рассматриваться вместе с товарами или услугами, для маркировки которых он предназначен. Иногда люди пытаются придать различительную способность товарному знаку за счет использования вымышленных слов. Одним из наиболее известных примеров этого является товарный знак KODAK.
Очевидно, что компании расходуют большие средства на создание своих торговых марок. А как они препятствуют другим лицам в использовании этих знаков?
Все зависит от законодательств о знаках стран, в которых испрашивается охрана. Однако наиболее общепринятым способом охраны торговой марки является его регистрация в Реестре товарных знаков, и большое число стран ставит эту регистрацию основным условием охраны торговых марок. В Украине именно такой подход. Сначала знак должен быть зарегистрирован, и, как только он зарегистрирован и на него выдано свидетельство Украины на знак для товаров и услуг он охраняется, и его владелец имеет право воспрепятствовать другим лицам в его использовании. Однако регистрация не является единственным способом охраны торговой марки. В некоторых странах также охраняются незарегистрированные знаки, однако это менее надежная форма охраны, поскольку незарегистрированный знак не защищен до тех пор, пока он не приобрел достаточную узнаваемость и репутацию на рынке, на что может уйти значительное время после первоначального выпуска на рынок продукции.
Однако, если вы начинаете сбывать на рынке ваши продукты под новой торговой маркой , о которой никто не знает, эта марка будет очень уязвима. Можно претендовать на охрану, предоставляемую законами о недобросовестной конкуренции, однако в этом случае наиболее важным моментом является то, что знак должен приобрести репутацию путем использования.
Возможно ли обеспечить торговой марке «всемирную охрану с помощью одной регистрации, или для этого необходимо обращаться в каждую страну отдельно?
Да, вам придется обратиться в каждую страну отдельно, поскольку, как и все объекты интеллектуальной собственности, торговые марки получают территориальную охрану, по существу означающую, что их охрана предоставляется национальной регистрацией.
Существуют определенные системы региональной регистрации, которые упрощают регистрацию торговой марки и, конечно, существуют международные договоры, однако все эти системы в конце концов предполагают регистрацию в каждой отдельной стране и на каждой отдельной территории: мы не должны забывать о том, что помимо возможности регистрации торговых марок в странах, их также можно зарегистрировать на таможенных территориях, и что существуют некоторые другие территории, которые не признаются в качестве стран.
Что такое “таможенные территории”?
Да, существуют определенные территории, которые не признаются в качестве государств и не могут, например, стать членами Организации Объединенных Наций.
Однако на этих территориях существует определенная административная структура, и регистрация торговых марок может стать возможной. Хорошим примером является Гонконг, имеющий систему регистрации торговых марок , отличающуюся от системы регистрации в Китайской Народной Республике. Если вы хотите получить охрану для своего товарного знака в Гонконге, вам придется пройти процедуру местной регистрации.
Итак, необходимо получить охрану для торговой марки в каждой из стран, в которых вы желаете использовать знак. К сожалению, национальные системы характеризуются значительными различиями. ВОИС прилагает большие усилия к тому, чтобы сделать и национальные, и региональные системы регистрации товарных знаков более "дружественными" путем гармонизации и упрощения некоторых процедур.
В 1994 г. был принят Договор о законах по товарным знакам (ТЛТ), устанавливающий, какую информацию должны предоставлять граждане одного государства-участника, а также процедуры, которыми они должны пользоваться, для того, чтобы регистрировать товарные знаки в ведомстве по товарным знакам другого государства-участника. В настоящее время действует редакция договора, которая принята на Сингапурской конференции – «Сингапурский договор» -2006 года.
Отличается ли регистрация торговых марок большим разнообразием в законодательстве разных стран мира?
Отличается. Несмотря на это основной принцип одинаковый: вы подаете заявку на регистрацию, заявка рассматривается, и вы ожидаете решения о регистрации. Если рассматривать регистрационные процедуры более детально, вы обнаруживаете громадное число отличий, особенно в отношении формальностей, которые необходимо соблюдать. Некоторые страны требуют предоставления большого объема информации и другого относящегося к предмету материала, который следует подавать вместе с заявкой на регистрацию торговой марки, тогда как другие страны в этом отношении менее требовательны.
Помимо этого, вопрос о том, обладает ли товарный знак различительной способностью, или является ли его различительная способность достаточной, в большой степени зависит от самих стран и от национальных органов, которые осуществляют делопроизводство по заявкам на регистрацию товарных знаков. В какой-то мере это, безусловно, полностью оправдано, так как наличие и отсутствие признаков, подтверждающих различительную способность или введение в заблуждение, зависят от социально-экономических условий, которые могут быть различными в разных странах. Например, общим основанием для исключения товарного знака из сферы охраны является его несоответствие общественным интересам или принципам морали, однако вопрос о том, противоречит или нет товарный знак общественным интересам или принципам морали, трактуется различным образом в странах с разными культурными традициями. Поэтому здесь вы сталкиваетесь с целым рядом различных подходов/
Какая процедура регистрации торговой марки в Украине?
Процедура регистрации торговой марки в Украине определена Законом Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» и Правилами подачи и рассмотрения заявок.
Упрощено процедура регистрации торговой марки состоит из следующих этапов: подача заявки; установление даты подачи заявки; экспертиза материалов заявки на соответствие формальным требованиям (формальная экспертиза); экспертиза заявленного обозначение на соответствие условиям предоставления правовой охраны (экспертиза по существу); вынесение решения о регистрации или об отказе в регистрации заявленного обозначения; публикация сведений о зарегистрированной торговой марке и ее регистрация в Государственном реестре; выдача свидетельства Украины на знак для товаров и услуг.
За подачу заявки уплачивается сбор. Его размер и порядок уплаты регламентирован Постановлением Кабинета Министров Украины от 23 декабря 2004 года с изменениями внесенными Постановлением Кабинета Министров Украины от 19 сентября 2007 года.
Сколько времени занимает процедура регистрации торговой марки в Украине?
Процедура регистрации торговой марки занимает в среднем 12 месяцев.
Можно ли ускорить получение свидетельства Украины на знак для товаров и услуг?
Да, ускорить выдачу свидетельства возможно. Для этого существуют специальные тарифы. При этом наиболее короткий срок - может составлять 3 месяца. Но это в случае. Если не возникают проблемы, связанные с условиями предоставления правовой охраны.
Какой первый шаг для регистрации торговой марки в Украине?
Первым шагом для регистрации торговой марки, несомненно, является ее создание. При этом необходимо помнить, что обозначение, которое в дальнейшем будет зарегистрировано в качестве торговой марки должно быть оригинальным, рекламоспособным, иметь привлекательный вид. Это обозначение должно привлекать внимание потребителей и, самое главное, иметь различительную способность, не быть ложным (вводящим в заблуждение), не вводить в заблуждение потребителей в отношении производителя товаров или услуг, а также в отношении места их производства, и не противоречить гуманности, морали и общественному порядку.
Второй шаг – проведение поиска на тождество и сходства в отношении зарегистрированных и поданных на регистрацию в Украине обозначений с более ранней датой подачи (приоритетом). При этом необходимо помнить, что Украина является участником международных соглашений – Мадридского соглашения о международной регистрации знаков и Протокола к этому соглашению. По этому при проведении поиска необходимо учитывать и действующие в Украине международные регистрации.
Третий шаг - составление заявки и подача ее в Ведомство.
Если три предыдущих этапа выполнены с учетом всех требований законодательства, то четвертый шаг – это регистрация торговой марки и выдача свидетельства.
Что нужно сделать, чтобы получить международную регистрацию торговой марки?
Коротко – подать заявку в Украине!
Какие права у владельца свидетельства на зарегистрированную торговую марку?
Согласно Гражданскому кодексу Украины:
Стаття 495. Имущественные права интеллектуальной собственности на торговую марку
Имущественными правами интеллектуальной собственности на торговую марку есть:
-
право на использование торговой марки;
-
исключительное право позволять использование торговой марки;
-
исключительное право препятствовать неправомерному использованию торговой марки, в том числе запрещать такое использование;
-
другие имущественные права интеллектуальной собственности, установленные законом.
Имущественные права интеллектуальной собственности на торговую марку принадлежат владельцу соответствующего свидетельства, владельцу международной регистрации, лицу, торговую марку которой признано в установленном законом порядке хорошо известной, если другое не установлено договором.
Какой срок действия регистрации торговой марки ?
Свидетельство на торговую марку действует 10 лет с даты, последующей за датой подачи заявки, и могут быть продлены в установленном законодательством порядке на неограниченное количество десятилетних периодов.
Есть ли обязанности у владельца свидетельства на знак для товаров и услуг?
Владелец свидетельства должен добросовестно использовать свою торговую марки. Законодательством предусмотрено, что в случае, если владелец не использует в течение трех лет с даты регистрации (опубликования сведений о регистрации) торговую марку или недостаточно использует ее в отношении всех товаров ( услуг) или их части, любое лицо может обратиться в суд с иском о прекращении действия свидетельства.